Логин/Пароль
  
Погода в Екатеринбурге   Курсы валют
20.04.2019, день
+5°C...+7°C  
без осадков  без осадков
  20.04.2019, вечер
+3°C...+5°C  
без осадков  без осадков
  20.04.2019, ЦБ РФ
1 USD = 63.9602 руб.
1 EUR = 71.9232 руб.
 добавить в избранное
сегодня: 20.04.2019, 15:06

Новости культуры

Земфира: "Мне кажется неконструктивным думать о Публике: я думаю о песне"

09.03.05 в 13:26  |  Новости культуры  |  источник: ГАЗЕТА | Комментарии »

Земфира:

В Москве состоялась презентация долгожданного четвертого альбома Земфиры Рамазановой, получившего суровое название "Вендетта". Альбом настолько отличается от всего того, что делалось в русской музыке раньше, что про него еще будут написаны целые исследования.

В Москве состоялась презентация долгожданного четвертого альбома Земфиры Рамазановой, получившего суровое название "Вендетта". Альбом настолько отличается от всего того, что делалось в русской музыке (в том числе и самой Земфирой) раньше, что про него еще будут написаны целые исследования. С Земфирой встретился и поговорил корреспондент ГАЗЕТЫ Максим Кононенко.

"Я, мне кажется, музыкально образованна"

- Вам не надоело отвечать на одни и те же вопросы?
- Начинает уже надоедать. Но, с другой стороны, я давно не давала интервью. Потом я все же себя считаю человеком терпеливым. Я могу долго терпеть, но, конечно, потом могу и взорваться. И взрыв может быть разной силы и мощности. Но в принципе я считаю себя человеком терпеливым, могу долго терпеть, если это надо и если я обещала.

- У вас на сайте я прочитал, что вы продолжаете теоретические занятия музыкой. Что это значит?
- Так я обозначила факт работы над альбомом.

- То есть никаким таким изучением теорий вы не занимаетесь?
- Я, мне кажется, музыкально образованна. Я потратила три года своей жизни на изучение как раз музыкальной теории и грамоты, а до этого училась в музыкальной школе.

- Ваш третий альбом не был таким успешным, как предыдущие два. Это для вас важно?
- С коммерческой точки зрения?

- С точки зрения резонанса - что то же самое.
- Тут нужно либо расставлять акценты, либо оговаривать этот момент.

- Хорошо, неудачен с точки зрения публики.
- А как - с точки зрения публики? То есть публика считает, что он был менее удачен?

- Мне кажется, да.
- В качестве публики выступаете вы?

- Да, например. Если ажиотажа меньше, значит, и успех меньше. Я понимаю, что с вашей точки зрения он удачный, потому что он ваше дитя, и любая новая работа всегда лучше предыдущей…
- Тут вы ошибаетесь. Я как раз скептически отношусь к своим работам, и они для меня - все три, а теперь уже четыре - могли быть лучше. Если говорить о коммерческом аспекте, то концертов было столько же, а может быть, и больше. Если говорить о количестве песен, которые ротировались, - да, ротировалось меньшее количество песен. Но у меня были совершенно другие задачи. Я работала над звуком, пробовала какие-то вещи, которые не пробовала в предыдущих работах. С четвертым альбомом то же самое, я опять решала свои задачи.

- То есть истерия вокруг альбома - не самоцель?
- Скорее самоцелью является некая умеренность, потому что в свое время мне это все надоело.

- А почему такое название кровавое - "Вендетта"?
- У этого слова очень много значений. Все они достаточно близки и родственны, но кровавая месть - самое распространенное толкование.

- Кому вы собираетесь мстить?
- В принципе это слово переводится как "воздаяние". Слово очень красивое. Здесь две причины: очень красивое слово и очень сильное слово. Вот это две причины, по которым оно стало названием альбома.

- В 23 года вы стали практически божеством для колоссальной страны…
- Я против этой формулировки категорически.

- И все же скажите: тяжело, когда 150 миллионов человек ждут от тебя совершенства?
- Нельзя думать о том, чего ждут 150 миллионов человек. Это неконструктивные мысли.

- Не боитесь, что ваше увлечение электронным звучанием отпугнет ту часть публики, которая привыкла к гитарам?
- Нет. Во-первых, там как раз поровну гитары и электроники, но это не потому, что я боюсь, что какая-то часть публики отвернется. Мне кажется неконструктивным думать в момент работы о публике: я думаю о песне.

- Многие артисты очень боятся потерять публику…
- Ну напишите, что у меня такие мысли в принципе не появляются. Я очень дерзкий от природы человек и никогда не буду угождать публике.

- А вообще публика для вас представляет какую-то ценность?
- Да. Мне кажется, я хорошо и с благодарностью отношусь к своим поклонникам. Но я могу говорить только с посетителями сайта, потому что в последнее время больше с ними никак не общаюсь - концерты я не даю. У нас хорошие отношения. Взаимоуважительные.

"Когда я поняла, что я хорошо пою? сразу, наверное"

- Вы делаете весьма разные пластинки. А существуют какие-то стилистические рамки, за которые заведомо никогда не выйдете? Скажем, альбом романсов можете записать?
- Ну, альбом романсов… Cейчас я говорю нет, а через десять лет вдруг накатит, вдруг я пойму всю прелесть романсов. Сейчас романсов явно писать не буду, мне цыганщина не близка, а бардовская тема не близка совсем.

- Мне кажется, что после выхода пластинки "Прости меня, моя любовь" вы заняли место, которое пустовало со дня смерти Цоя. Вы вообще как к Цою относитесь?
- Я его очень люблю. В детстве я была его фанатом, а сейчас, будучи в этом шоу-бизнесе, в положении рок-певицы, я просто отдаю себе отчет, какая это была величина. Без музыкального образования, без каких-то сложных музыкальных историй, настолько самодостаточно и органично, что это и говорит о масштабе таланта.

- Удивительно, что альбом "Группа крови" до сих пор кажется современным.
- Это по-прежнему актуально, а актуально именно потому, что здесь не важны аранжировки и прочее. Очень важна некая связь "голос - музыка".

- Так вы видите себя на месте Цоя?
- Нет, я слишком много занималась музыкой. Мы недавно имели беседу с моим музыкантом, он говорит: это тебе и помогает, и мешает одновременно. Очень многие мои аранжировки сваливаются в какую-то такую стандартную, традиционную область именно потому, что я давно уже играю. Играю с живыми музыкантами и слушаю тоже живых музыкантов, какие-то уже состоявшиеся группы, и надо мной в некотором смысле довлеет профессиональная трактовка аранжировки, профессиональная трактовка произведения. Люди, которые музыкально не образованны, они в этом смысле свободнее, они просто не знают, как должно быть.

- Что вы почувствовали, когда вам сказали, что вы будете петь с Queen?
- Ну я так… да, удивилась. Вообще "удивилась" и "обрадовалась" - неверные слова, я обалдела чуть-чуть, позвонила родственникам в Уфу, говорю: слушайте, тут такое дельце…

- В каком возрасте вы поняли, что хорошо поете?
- Когда я поняла, что я хорошо пою, и когда я поняла, что мне нравится мой голос, - это, конечно, разные вещи, да?

- Расскажите про оба момента.
- Нравиться, как я пою, мне стало лет в двадцать, когда я стала фиксировать голос в компьютер, потому что до этого у меня не было возможности послушать себя со стороны. А когда я поняла, что я хорошо пою? Сразу, наверное. У меня не было каких-то проблем с исполнением.

- Вы петь начали еще в детстве?
- Дело в том, что меня отвели в музыкальную школу, был какой-то экзамен, что ли, при приеме в эту школу: надо было простучать, спеть те ноты, которые преподаватель нажимал на фортепиано. И я все сынтонировала. И тогда мне попытались объяснить - надо же, интонировать в пять лет! И только лет в десять я поняла значение слова "интонация", в этот период, с пяти до десяти лет, я и не понимала, что значит "не интонировать". Наверное, это означает - хорошо поешь. Хотя это разные вещи, интонировать и хорошо петь.

- А когда вы поняли, что пишете хорошие песни?
- У меня нет мнения относительно своих песен, что они все хороши. Есть, пожалуй, песни, которые были написаны моментально, и которые в меньшей степени надоедают по прошествии времени. Они, наверное, ничего, но случается так нечасто.

- Когда вы начали их писать вообще?
- Лет в пять.

- Песни пишете на много альбомов вперед или выпускаете альбомы по мере написания песен?
- Я выпускаю альбом, когда появляется какое-то количество разной музыки. Я понимаю, что можно ее и выпустить. Я не мыслю альбомами, я мыслю песнями.

- Почему вы поступили в университет? Чувствуете, что отстаете от людей с высшим образованием?
- Отличный вопрос. Отстаю, отстаю.

- Я сейчас читал роман "Casual", и там есть очень интересный тезис: все эти девушки с Рублевки ужасно боятся, что олигарх их бросит, и поэтому заканчивают по три института, учат по десять языков. Чтобы соответствовать.
- Да, да, это в некотором смысле соответствует истине, потому что в этом году при поступлении в МГУ самый высокий конкурс был именно на иняз, и ходила именно эта версия: девушки - спутницы олигархов составляют основную массу абитуриентов и идут получать второе-третье-четвертое образование.

- Вот какая польза от буржуазной жизни получается.
- Да. А чувствую ли я, что отстаю, - ну конечно нет, о чем мы говорим. Я к себе хорошо отношусь. Не могу сказать, что у меня заниженная самооценка.

- Почему именно философский факультет?
- Понравился набор предметов.

- Вы были капитаном женской юношеской сборной России по баскетболу. Но вы вроде не баскетбольного роста девушка…
- Я разыгрывала.

- Там не обязательно быть двухметрового роста?
- Конечно, желательно быть повыше и побыстрее, но баскетбол, как и в принципе любой спорт, предполагает какие-то физические данные. Я была разыгрывающей и самым маленьким игроком в команде. Разыгрывающий - это человек, который, собственно, организует игру команды. Большие играют с кольцом, но им кто-то должен дать пас. Этот кто-то - как правило, разыгрывающий, и плюс он должен вернуться в защиту и организовать игру защиты. Такая достаточно черновая работа, потому что забивают, как правило, большие, и вся слава им достается.

- Вы мусульманка?
- Нет, я не обращена ни в одну веру.

- А ваши родители?
- Они тоже не ходят в мечеть.

- Я в LiveJournal просил придумать для вас вопросы. Вот один из них: было ли какое-нибудь событие между 14 и 17 годами вашей жизни, которое бесповоротно изменило эту жизнь?
- Надо отнять 14 лет от своего возраста, прибавить три и вот этот промежуток рассмотреть…

- Это, наверное, между восьмым и десятым классом.
- Да, да… По большому счету, нет. Но, может быть, какой-то момент увлечения русским роком. То есть я превратилась в такого неформального подростка.

- А вот этот русский рок - я не думал, что вы относитесь к нему так уж хорошо; вся ваша музыка в основном построена на западных образцах.
- У меня совершенно четко был период увлечения музыкой, конкретно изготовленной в ленинградском рок-клубе: "Зоопарк", "Кино", Борис Гребенщиков, "Алиса". И у меня были эти винилы, естественно, и я их слушала, слушала параллельно Led Zeppelin, Queen и прочее. Первое посещение ленинградского рок-клуба - я приехала туда с папой. Прямо при входе сидели молодые люди и делали себе инъекцию, а я ходила и смотрела... Я про все это читала в рок-энциклопедиях, и вот увидела. Я была в дебильном турецком свитере, в каких-то нелепых "варенках". Тогда еще была большая разница между столичными городами и периферией. Я чувствовала себя неловко с дурацкими бритыми наголо висками, но для меня это очень важные воспоминания.

"Вообще я не очень понимаю - вот люди, которые не пьют и не торчат, они вообще как?"

- Еще вопрос из LiveJournal: как вы относитесь к непьющим людям?
- Если они не пьют, то что они делают?

- Многие относятся к непьющим людям с подозрением.
- Подождите, но не пьющий как? Может, они поддавшие.

- Видимо, имеются в виду не пьющие вообще.
- А, не пьющие вообще… Есть люди, которые дорожат своей шкуркой и берегут ее изо всех сил. Вообще я не очень понимаю - вот люди, которые не пьют и не торчат, они вообще как?

- Я к ним тоже отношусь с подозрением.
- Есть следующие варианты: трусость, то есть он боится напиться или покурить и что-то там натворить. Второе - здоровье. Вот этот аргумент мне в принципе непонятен, потому что я не люблю людей, которые дрожат над своей шкуркой. Какие еще аргументы? Например, свое отгулял. Тоже не аргумент, на мой взгляд, потому что это пораженческая позиция. Поэтому да, безусловно, у них, мне кажется, есть личные проблемы в голове. Они боятся отпустить себя, боятся расслабиться.

- А вы, кстати, сами себе дневник в LiveJournal не заводите? Теперь это так модно.
- Да, конечно, я столкнулась с этим. С другой стороны, сейчас задумалась… Вот я говорю, что я обеспеченный человек. Но, по большому счету, когда я не концертирую, вполне может оказаться так, что у меня остается 2-3 тысячи долларов. И я не очень дергаюсь по этому поводу. Я понимаю, что могу пойти и дать концерт, если уж совсем припрет. Просто, возможно, мне хватает. И поэтому я считаю, что я обеспеченный человек.

- Трудно себе представить, что в такой огромной стране нет людей, которые бы хотели делать клевую музыку, и у них тоже было бы музыкальное образование, и они тоже слушали огромное количество музыки. Почему ни у кого не получается, как у вас?
- Не знаю, я уверена, что есть много людей с музыкальным образованием. Уверена, что в этой массе есть достаточное количество талантливых людей. То есть два пункта мы уже закрыли. Я уверена, что многие из этих талантливых людей в принципе музыкально эрудированны. Себя я, кстати, считаю среднеэрудированной. Есть люди, которые больше осведомлены. Я очень люблю слушать, но в последние годы я совсем не слушала новую, а, напротив, только старую музыку. В какой-то момент я испытала разочарование. Как-то вся музыка подскисла, за рубежом в том числе. Пошла вторичность и третичность строчек, и у меня появилась привычка покупать концертные записи. За границей сейчас продается очень много концертных DVD. Мне очень нравится такой купить, поставить, взять вина и посмотреть.

"Петь не умеет никто, играть умеет полтора человека"

- Вот случился момент - появился "Мумий Тролль" и появились вы. И все. Почему так мало?
- Сейчас еще кто-нибудь появится, главное - надеяться. Появится кто-нибудь обязательно. Ведь что "Мумий Тролль", что я - мы достаточно массовые исполнители. У нас массовая популярность. Вы не допускаете мысли, что может появиться кто-то очень талантливый, но он не будет столь массово оценен?

- Любой артист хочет быть популярным.
- Почему вы так считаете? Нет, я понимаю ваш вопрос. Безусловно, солисты должны быть тщеславны. Даже не тщеславны, а амбициозны.

- Эти ребята, допустим, самородки - они же должны стремиться к популярности, они должны пытаться найти каких-то людей. Например, вас; как вы когда-то нашли Леонида Бурлакова.
- Ну да.

- Они к вам не приходят, не ищут?
- Периодически я получаю какие-то записи. Не ленюсь в общем и целом, хожу и честно скачиваю.

- И ничего?
- Вообще ничего: ноль.

- Я недавно попал в экспертный совет, который отбирал песни на "Евровидение". Список состоял из двух частей: первая - известные люди, вторая - неизвестные. Вот в списке, где были неизвестные люди, не было вообще ничего. Почему так?
- Не знаю. Я тоже столкнулась с этим. Я неоднократно рассуждала на эту тему. Упала популярность музыкальных школ. В мое время приличное количество человек ходило в музыкальную школу. Если взять обычный класс средней школы, то человек пять-десять ходило в музыкальную школу. Сейчас я ориентируюсь на своих племянников-подростков. Они вдвоем из всего класса ходят в музыкальную школу. То есть, видимо, государство перестало субсидировать, упала популярность музыкальных школ, родителям стало неинтересно, и родители пытаются отдать детей в теннис. Теннис прибыльный.

Я разговаривала с группой Muse после концерта. Подхожу к барабанщику и спрашиваю: "Сколько лет ты играешь?" Он мне говорит - восемь. И группа играет фантастически. Я вряд ли буду сидеть и слушать их пластинку, но на их концерт не пойти не смогу - очень хороший живой звук, очень хорошее живое исполнение. Подхожу к басисту и спрашиваю: "Сколько лет вы играете?" Восемь. Я поворачиваюсь и спрашиваю: "Сколько лет вы играете вместе?" Восемь. Им на тот момент было по 24, что ли, года. То есть они где-то в шестнадцать лет собрались у себя в Англии, сели в папином или дядином гаражике - и стали играть. Я не знаю их мотивов и прочего - может, они хотели стать популярными. Они восемь лет играли, достигли таких успехов и, собственно, поэтому являются группой Muse. Они могли хотеть в телевизор, денег, все что угодно, но только вот не попасть на "Наше радио".

- Когда появилось "Наше радио", школьники из гаражиков сказали себе: нам надо туда. Через несколько лет все в стране стали играть, как на "Нашем радио".
- "Наше радио" в некотором смысле породило музыкальное бескультурье.

- Мне кажется, Козырев сначала поднял этот жанр, потому что он был фактически мертвый, а потом сам же его и убил.
- Даже не то что убил, но ведь уровень исполнения снизился даже по сравнению с советскими временами. Петь не умеет никто, играть умеет полтора человека. Непонятно - вроде бы столько выпускников музыкальных школ, а люди кричат: зачем нам это образование, мы и сами можем!

- Кстати, не так в попсе. Вот те, кто сейчас пел на полуфиналах "Евровидения": Дима Билан, Наташа Подольская, Анастасия Стоцкая - у них хорошее музыкальное образование.
- Вот вы и перечислили всех поющих. А других там не было.

- Мне кажется, в попсу сейчас идут люди образованные, потому что там повысился профессиональный ценз. Туда так просто не попадешь.
- Может быть, может быть. С другой стороны, креативного там тоже ничего нет. В любом случае понизился уровень исполнительского мастерства. Я недавно услышала Валентину Толкунову и чуть не заплакала - как она трогательно поет. Сейчас так никто не поет. Невозможно слушать радиостанции, и поэтому я их не слушаю. Никто не поет, а ведь слушатели обращают внимание в первую очередь на вокал. Потому что с помощью вокала ты узнаешь текст. Я вообще очень щепетильно отношусь к вокалу, и если мне не нравится вокал - мне не интересен и текст.

- Был, кстати, еще один вопрос в LiveJournal. Человек, пишущий о музыке, спросил: как вам кажется, наступит ли когда-нибудь конец развития поп-музыки как таковой, потому что все уже будет придумано и сыграно?
- Мне кажется, этого никогда не будет. Если этот человек пишет о музыке, то он явно ею не занимается. В каждую секунду какой-то студийной работы, даже в каждую секунду репетиции может родиться нечто новое. Пускай уже кем-то сыгранное - но не так, иначе.

- А в музыке меняется соотношение составляющих частей? Например, мелодия отходит на второй план, все занимаются звуком?
- Тоже неправда. Для меня в принципе приоритетна мелодия. И я думаю, таких музыкантов масса. Электронщикам, конечно, более интересны тембры. Мне кажется, прежде всего нужно обращать внимание на мелодию, потому что это и есть музыка. С другой стороны, есть американская музыка. Ментально так сложилось, что они больше заточены на какие-то ритмические номера. А славянская ментальность - это прежде всего широкая, внятная, законченная музыкальная фраза.

- Я думаю, это потому, что мы наследуем итальянской и французской музыке.
- Этому масса объяснений, если начать анализировать. Соответственно, если случится, что Америка станет господствовать надо всем миром - так или иначе, мы все будем слушать эти барабанные рисунки.

- В России уже почти все школьники слушают рэп.
- Это как раз, мне кажется, дань моде.

- Вы никогда не думали об эмиграции?
- Нет, серьезно никогда. Ну так, иногда бывают застолья с какими-то коллегами, и на третьей рюмке начинаются разговоры о том, что КГБ, режим, - и все начинают говорить: если чего, то рванем, рванем, рванем. Но дальше этого никогда не идет.

Мстительница
Земфира Рамазанова родилась 26 августа 1976 года в Уфе. С детства занималась музыкой и баскетболом (кандидат в мастера спорта, капитан юношеской женской сборной России). Поступила сразу на второй курс Уфимского училища искусств. В начале 1998 года собирает первую группу, в мае 1999-го выходит первый альбом «Земфира», моментально принятый публикой и вознесший певицу на вершину российского поп-олимпа. Летом того же года записывается второй альбом - «Прости меня моя любовь», выход которого весной 2000 года сопровождается общенациональной истерией и большим концертом в «Олимпийском». Вышедшая через два года пластинка «14 недель тишины» разочаровала многих поклонников Земфиры. В 2004 году поступает на философский факультет МГУ. После трехлетнего перерыва Земфира возвращается с великолепным альбомом «Вендетта», на презентацию которого из Лондона специально прилетал Роман Абрамович.

К списку новостей


Комментарии к новости

Земфира: "Мне кажется неконструктивным думать о Публике: я думаю о песне"

Оставьте ваш комментарий здесь:
Введите код:  
Имя:
Е-Mail:
  

Новости по теме