Логин/Пароль
  
Погода в Екатеринбурге   Курсы валют
21.01.2021, день
--18°C...--20°C  
без осадков  без осадков
    20.01.2021, ЦБ РФ
1 USD = 73.7243 руб.
1 EUR = 89.2064 руб.
 добавить в избранное
сегодня: 21.01.2021, 10:26

Новости культуры

Дети андеграунда

18.04.06 в 12:28  |  Новости культуры  |  источник: Версия-online | Комментарии »

Дети андеграунда

Запрещённые в 80-х годах квартирные концерты выходят на широкий экран.

Татьяна Ростова

«Это внеплановый концерт на кухне, это подзарядка наших батарей. Это способ, чтобы не сойти с ума и не опухнуть. Чтобы нам с тобою было веселей...». В принципе в этих строчках группы «Чайф» и заключается весь нехитрый смысл «квартирников» — домашних концертов для своих. Если же копнуть поглубже, «квартирники» — уникальное явление, присущее исключительно отечественному року, поскольку именно они помогли ему выжить в тяжёлые предшествующие распаду СССР времена. «Кино», «Зоопарк», «Алиса», «Аквариум», «ДДТ», «Воскресение», «Крематорий»... — трудно представить, но практически все сегодняшние мэтры, легенды и корифеи были когда-то запрещены. И под угрозой ареста несли свою музыку в массы, перебирая гитарные струны, сидя на кухонной табуретке в кругу единомышленников. Казалось бы, всё это кануло в Лету. Но нет. «квартирники» были, есть и будут. Причём сегодня благодаря новому молодёжному каналу «О2ТВ» присутствовать на них может любой желающий.

Сегодня домашние закрытые акустические концерты вновь обретают былую популярность. На них стремятся попасть как сами музыканты, так и их поклонники. 20—50 человек собираются у кого-нибудь дома, по комнате «гуляет» шляпа, куда зрители бросают вопросы музыкантам. Нет никакого сценария, а есть много спонтанности, живой музыки и общения. В Москве «квартирники» проходят регулярно по нескольким адресам. Однако попасть туда может далеко не каждый: явки и пароли кому попало не раскрываются, да и обычная квартира не резиновая и не может вместить в себя всех желающих. А начиналось всё совсем не так радужно, как это представляется сейчас. За квартирные концерты музыканты могли поплатиться крупным штрафом в лучшем случае. В худшем же — их ждали арест и исправительные работы.

Девочку в колготах с люрексом заковали в наручники прямо на сцене

Квартирные концерты в России появились в начале 80-х годов, и для той поры это явление было вполне обычным.

«Мой первый «квартирник», на котором я присутствовал, был концертом Гребенщикова в году эдак 81-м дома у Володи Левитина в районе Ленинградского вокзала, — рассказывает Олег Коврига, основатель и владелец студии «Отделение Выход», которая выпустила множество домашних концертов на CD и DVD, организатор «квартирников» Умки, Янки Дягилевой, Сили, Петра Мамонова и т.д. — Обычный парень Боря приехал попеть к своим знакомым — вот, собственно, и всё. Денег за подобные выступления тогда не собирали и уголовно эти мероприятия ещё не преследовались. И только в году 84-м уж не знаю точно кто — советская власть, КГБ или ещё кто — решил, что в этой области непорядок, что пора, мол, зажимать, запрещать и наказывать».

И начались гонения. Причём начали зажимать не самых «нелюбителей» советской власти, а тех, кто просто был на виду. Именно тогда, например, пострадала такая, казалось бы, безобидная группа «Браво».

«Их концерт на Алтуфьевском шоссе свинтили очень жёстко. Прибывший наряд милиции в шинелях и сапогах прямо на сцене заковал в наручники девочку в колготах с люрексом — Иванну Андерс, или Жанну Агузарову, — вспоминает Коврига. — Я был на этом концерте, и меня тогда просто трясло от злости! Затем последовало «Воскресение» — Романова и Арутюнова посадили за незаконный промысел. Майка (группа «Зоопарк». — Авт.) с Цоем арестовали в Киеве, попугали и заставили заплатить какой-то штраф... Это направление было просто вынуждено уйти «в норы».

Конечно же, мало кому из музыкантов той поры хотелось выступать в тесных квартирках, петь для нескольких десятков людей, тогда как душа требовала большой сцены, рёва тысячной толпы и заслуженных лавров. Однако это было невозможно. И даже если удавалось путём невероятных усилий договориться с руководством какого-либо ДК (оно в те времена не слишком приветствовало подобные мероприятия), то риск быть арестованным все усилия сводил на нет.

«В 82-м году мне лично в руки попал список запрещённых групп «Зоопарк», «Кино»... — то, что было запрещено к исполнению в ДК предприятий и прочих местах, — вспоминает Сергей Быков, вокалист и основатель группы «Заповедник», также продолжающий заниматься «квартирниками» в Москве. — Самое интересное, что в одной из граф там значилась и «Машина времени», пластинки которой спокойно продавались в магазинах».

Но не только запрет вызвал такую форму выступлений, как «квартирник».

«Это совсем другая атмосфера, — говорит Быков. — Там ты можешь напрямую пообщаться с артистом, который тебе небезразличен, что-то у него спросить и, сидя не в зале, а на полу в кухне, сказать, мол, Майк, а можешь вот это спеть? Есть в Питере такой человек — Паша Краев, так у него дома, на улице Композиторов, переиграли все — Башлачёв, Майк, Цой, Серёжа Рыженко, Кинчев — весь цвет русского рока».

Не так давно студия «Отделение Выход» выпустила в свет СD с «квартирником», проходившим как раз у Паши Краева.

«Я старался записывать «квартирники», — комментирует Олег Коврига. — У моего одноклассника был кассетный магнитофон Kenwood. Он его выиграл в карты и относился к нему совершенно спокойно, поэтому без проблем одалживал мне. А я, в свою очередь, клал его в чемодан, чемодан клал в рюкзак, привозил на место и записывал. Но тогда эти записи не казались мне ценностью. Помню, «квартирник» Майка с Цоем я аккуратно записал, причём два концерта подряд. Потом выбрал семь вещей, которых нигде не было, и их куда-то переписал, а сами кассеты, стоившие тогда больших денег — 9 рублей, постирал».

Уже в более поздние годы один из друзей Олега Ковриги обнаружил у него дома некоторые сохранившиеся записи, понял, что это ценность, и по кусочкам более или менее всё собрал. И сейчас «Отделение Выход» иногда это издаёт.

«Квартирники» Кинчева и БГ стоили 5 рублей

С распространением квартирных концертов вход на них перестал быть бесплатным. Поскольку других способов заработать на жизнь у музыкантов практически не было.

«Кинчев, БГ брали за «квартирники» по 5 рублей. Дороговато, но они стоили тех денег. Я и сам зарабатывал на «квартирниках», — говорит Быков. «Звались люди, приглашались на концерты», — добавляет Владимир Перцев, один из главных людей московского андеграунда, который до сих пор организует «квартирники» в обыкновенной панельной квартире в районе станции метро «Коломенская».

Бывали на «квартирниках» и забавные ситуации, в частности на концертах группы «Заповедник».

«Как-то раз мы дома ждали зрителей, — вспоминает Перцев, — причём дверь была открыта, чтобы никто не звонил и не стучал. Тут смотрим: на лифте поднимается какая-то пара пожилых людей. Ну поднимается и поднимается... Мы живём на 4-м этаже, а они поднялись на 6-й. А потом глядим: спускаются и явно что-то ищут. Ну мы интересуемся у них: чего они ищут? Да здесь концерт вроде бы должен быть... А пара лет по 70. Ну я тут у Серёги (Быкова) спрашиваю: «Серёж, а это кто? Может, чьи-то родители или бабушка с дедушкой?» — «Да нет, это всё фанаты...» — «А за вход-то с них брать?» — «Бери, бери».

Уйдя со сцен ДК в подполье, музыканты тем не менее бдительности не теряли. Вероятность, что на домашний концерт под видом «своего» затешется стукачок, была весьма велика. Поэтому информацию о готовящемся выступлении передавали по проверенным каналам: свои люди рассказывают своим проверенным знакомым и т.д. по цепочке.

«Со мной как-то раз произошёл весьма карикатурный случай на «квартирнике» Шевчука на Варшавском шоссе, — вспоминает Олег Коврига. — Мы встречались в метро, и там были двое незнакомых ребят. И я у них спрашиваю, мол, ребята, а вы, собственно, кто? А они в ответ молчат, переглядываются. Ну, понятное дело. Все, значит, ушли, а я с ними целый час гулял по району и запутывал след, пока они наконец не поняли, что зря пришли. А потом оказалось, что это были приятели моего друга. Они думали, что их в общей массе никто не заметит, и почему-то постеснялись сказать, что они, мол, друзья Егора и пришли музыку послушать. В то время было действительно страшно».

Непременными атрибутами «квартирника» были спиртные напитки, в основном портвейн. Также на случай прихода ментов с вопросом: «А чегой-то у вас здесь столько народу набилось?» — перед началом концерта выясняли, у кого сегодня день рождения. И практически всегда среди собравшихся находился кто-то, за чьё здоровье присутствующие на вполне законных основаниях могли выпить и послушать музыку. А на вопросы соседей и стражей правопорядка был готов ответ: день рождения, поэтому портвейн, музыка, застолье, в общем.

Когда в 1988 году с отношением к рок-музыке стало немного легче, появились легальные абонементы на концерты в ДК МЭИ и деньги за них стало можно брать. Само собой, такая форма жизни, как «квартирник», постепенно сошла на нет. Музыканты расстались с ней органично и практически без сожаления. Впереди открывались новые горизонты.

«Единственные «квартирники», утраты которых мне действительно жаль, — это «квартирники» Петра Мамонова, — комментирует Коврига. — Потому что они без преувеличения были особым видом искусства. Петя на сцене — это гениально, а Петя в квартире — это гениально вдвойне. Жаль, что нельзя было в то время записать его выступления на видео. Не так давно мы издали сборник «Мамонов 84—87», но Петя, к сожалению, вырезал там всё, что было между песнями. А он там такую пургу нёс! Прекрасную, с моей точки зрения. Но Мамонов строго сказал: «Нет, этот пьяный бред — не хочу».

Квартиры бывают разные — и с нарисованными кошками, и с живыми пираньями!

Одной из первых попыток возродить «квартирники» стал концерт, состоявшийся семь лет назад в квартире на Чистых прудах и посвящённый 10-летию программы «А» (выходила с 1989 года на канале «РТР». Гостями в студии были молодые российские артисты: «Ногу свело», «Агата Кристи», «Сплин», «Чиж» и т.д. — Авт.). На их «квартирнике» засветились «Чайф» и «ДДТ». Понятно, что 15—20 лет «квартирники» были вынужденным явлением. Но если забыть про запрет, то в принципе и клубов-то тогда не было. Сегодня же, когда недостатка в местах проведения рок-концертов Москва и Питер давно уже не испытывают, «квартирники» вновь набирают обороты.

«Я играл в «квартирном» концерте буквально на днях где-то на проспекте Мира, — рассказывает Сергей Летов, легендарный музыкант, переигравший со всеми мыслимыми и немыслимыми иконами русского рока. — Помню, там на обоях были нарисованы очень красивые кошки. В прошлом году с Олегом Гаркушей и Мишей Козловским из «Аукцыона» мы играли в бывшей квартире певицы Неждановой, но сейчас там концерты уже не проходят. А с группой «ДК» я играл концерт в квартире коллекционера хищных рыб! Первый раз я видел, чтобы дома у кого-то стояло 20 аквариумов с пираньями! Единственный же «квартирник», который я сам организовал у себя дома, — Саши Башлачёва в 1988 году. И мне кажется, что он, как органичный исполнитель, состоялся именно в «квартирниках».

В чём сегодня интерес самих музыкантов играть для ограниченного круга людей в тесном и маленьком помещении? Олег Гаркуша, к примеру, на таких мероприятиях не поёт и не танцует, а читает свои стихи под негромкий акустический аккомпанемент. И органичнее всего подобное действо воспринимается именно в непринуждённой, домашней обстановке. Что же касается клубов, то представьте себе такую ситуацию: маленький клуб, идёт акустический концерт, а один немецкий турист из группы, которая расположилась за столиком в первом ряду, громко рассказал анекдот, и все его спутники очень цивилизованно засмеялись. Это обстановка современного клуба. И каким бы интеллектуальным он ни был, 50% людей, и даже больше, приходят туда покушать, пообщаться. Ряд девушек вообще приходит туда со специфическими целями и задачами. И незначительное количество людей, которые пришли послушать стихи, музыку, тонут в лязге ножей, стуке вилок, чавканье и прочих «хи-хи, ха-ха».

«Ни в одном клубе, даже самом маленьком, ты не создашь элемент такой напряжённой тишины, такого нормального междусобойчика, своеобразного театрального эффекта, — рассказывает Сергей Рыженко, музыкант, игравший с группами «Машина времени», «Вежливый отказ», «Последний шанс», «Аквариум», «ДДТ». — «Квартирник» — это маленький театр. Ты очень близко находишься к слушателю, а он к тебе. И даже самые маленькие нюансы не остаются незамеченными. Конечно, некоторые наши музыканты органичнее выглядят с электрогитарой, например Костя Кинчев. А Юра Шевчук — что в акустике, что в электричестве — везде по-своему хорош. Это как в живописи: есть монументальные картины, а есть миниатюра».

На современный «квартирник» может попасть от 20 до 14 млн. человек!

Если раньше на «квартирники» попадали исключительно знакомые знакомых, знакомые знакомых знакомых и т.д. — в качестве защиты от стукачей, — то сегодня есть даже специальные сайты (!), где можно оставить свой e-mail и узнать условия попадания на такие мероприятия. А иногда даже можно просто наткнуться на объявление, мол, собираемся в 14.30 в метро «Проспект мира»— радиальная, цена такая-то.

Кроме того, до недавнего времени на «квартирниках» могло присутствовать от 20 до 80 человек. А сегодня молодёжный канал «О2ТВ», вещающий на 250 городов России, предоставляет уникальную возможность смотреть «квартирники» всем желающим в прямом эфире.

«Неповторимую атмосферу «квартирников» мы бережём изо всех сил, — говорит шеф-редактор телеканала «О2ТВ» Михаил Гер. — Это не просто концерт и не просто телевидение, где всё идёт по жёсткому сценарию. Мы берём на себя роль хозяина квартиры, следим за происходящим и тихонько включаем камеру, просто фиксируя действительность. Даже интерьер, где всё происходит, выглядит как квартира из 80-х и не похож на привычную студию. И телезрители располагаются на полу, как на настоящих «квартирных» концертах».

Маяки «квартирника» O2ТВ и правила попадания внутрь:

1. Вход на «квартирник» осуществляется всегда бесплатно.

2. Заявки на участие в «квартирнике» от зрителей принимаются по электронному адресу kvartirnik@o2tv.ru. Телефонной записи на «квартирник» не существует.

3. Хозяйка квартиры предупреждает: на «квартирник» могут попасть первые 50 человек, приславшие заявки с пометкой и с полными ФИО на вышеуказанный адрес.

4. Если вам повезёт оказаться в списках первых, вам будет прислано письмо с дальнейшими указаниями.

КСТАТИ

Андрей НИКОЛЬСКИЙ, музыкант:

— Недавно клавишник, с которым мы работаем, приехал ко мне и показал купленную на Горбушке DVD-запись, где я пою под гитару. Запись начала 80-х! Оказывается, огромное количество людей записывало меня, когда я давным-давно выступал у кого-то дома на «квартирниках». Кроме того, из Риги (там есть клуб Андрея Никольского) мне как-то прислали три диска с записью ещё каких-то моих «квартирных» концертов. Узнать мой голос практически невозможно, хотя на дисках значится: «Андрей Никольский». Отвратительный аккомпанемент... Песни, половину из которых я еле вспомнил... Зато сейчас я ими воспользовался: переделываю и собираюсь выпускать на их основе диск.

Илья ЧЁРТ, группа «Пилот»:

— На днях я отыграл целых два «квартирника» — в Москве и Твери. «Квартирники» — это не работа, и я, к счастью, не нуждаюсь в них как в дополнительном заработке. Для меня эти концерты — возможность пообщаться с поклонниками напрямую, дать возможность им задать свои вопросы, дать понять, что я нормальный живой человек, а не лицо с плаката. На «квартирниках» всё происходит очень живо: мы шутим, рассказываем друг другу анекдоты. А в 80-х у меня была довольно забавная история, когда на наш концерт из-за жалоб соседей пожаловала парочка ментов. Узнав, что 50 человек набились в квартиру по случаю дня рождения одного из присутствующих, они сначала не поверили. А мы их пригласили остаться и послушать музыку. Побыв 15—20 минут, они свой воинственный пыл подрастеряли и затем удалились, предварительно объяснив соседям, что всё в порядке и волноваться не из-за чего.

Армен ГРИГОРЯН, группа «Крематорий»:

— Для нашей группы участие в подобных «квартирниках» — это ностальгия, потому что мы именно с этого и начинали когда-то. Только тогда это была вынужденная ситуация, и все нынешние рокеры со стажем прошли через это. Преимущество таких «квартирных» концертов — в полном отсутствии рампы, благодаря чему создаётся неповторимая атмосфера общения со зрителем. Ведь гораздо приятнее артисту смотреть непосредственно в лица людей, сидящих вокруг, чем лицезреть зады милиционеров, как это происходит на больших площадках.

К списку новостей


Комментарии к новости

Дети андеграунда

Оставьте ваш комментарий здесь:
Введите код:  
Имя:
Е-Mail:
  

Новости по теме