Логин/Пароль
  
Погода в Екатеринбурге   Курсы валют
20.03.2019, ночь
--5°C...--7°C  
без осадков  без осадков
  20.03.2019, утро
--8°C...--10°C  
без осадков  без осадков
  19.03.2019, ЦБ РФ
1 USD = 64.6694 руб.
1 EUR = 73.3610 руб.
 добавить в избранное
сегодня: 19.03.2019, 23:26

Уральская Историческая Энциклопедия

ЮДИНСКОЕ ГОРОДИЩЕ, ЮДИНСКАЯ КУЛЬТУРА

археол. пам. и культура. Свердл. обл., Ирбитский р-н, дер. Юдино. Ю.Г. (местное назв. "татарский городок") расположено в глубине боровой террасы оз. Осинового, старицы р. Ницы, в 3 км к В. от дер. Юдино. Представляет собой круглый холм диаметром 20-22 м, окруженный заплывшим рвом глубиной до 1 м и валом. Пам. иссл. В.Д.Викторовой и В.Ф.Кернер.

Городище возведено на месте пос. кашинского (Кашинское селище) типа раннего железного века. С пос. связаны остатки прямоугольной землянки пл. ок. 30 кв. м с коридорообразным выходом и пристроем. Вдоль стены, противоположной выходу, видимо, были нары с деревянным настилом, в ц. на небольшом возвышении - очаг.

Сооружение городища относится ко второй пол. I тыс. н.э. Иссл. остатки жилища пл. 45 кв. м. Осн. ч. находок составляют кости домашних животных, рыбья чешуя, обломки сосудов молчановского (Молчановское городище) типа, пластинки листовой бронзы с треугольными отверстиями, возможно, оковки деревянных предметов. В ц. жилища на полу найдена глиняная фигурка сидящего чел.

Установлены элементы фортификации, относящейся к последнему периоду существования городища, характеризуемого материалами Ю.К. X-XIII вв. Песчаный вал был заключен в деревянные клети, во рву и за его пределами стоял в два ряда частокол. Жилища этого времени размещались параллельно валу входами на ц. площадку. Это были наземные срубы почти кв. формы пл. около 40 кв. м. Пазы бревен замазывались глиной. В углах, противолежащих выходу, находились глинобитные очаги прямоугольной формы и хоз. яма. Вдоль стен жилища сохранились следы деревянных нар.

Находки из слоя жилищ - обломки круглодонных приземистых слабо профилированных сосудов, верхняя ч. к-рых покрыта горизонтальными поясками отпечатков шнура, гребенчатым штампом наносились пояски из наклонных оттисков и вертикальный зигзаг. Из глины изготовлялись фигурки сидящих людей. Они орнаментированы узорами, имитирующими покрой и украшения одежды.

По назв. городища культура названа Ю. Пам. Ю.К. X-XIII вв. локализуются в лесном Зауралье, по берегам басс. рр. Туры и Тавды. Юж. граница проходит по р. Пышме, отд. пам. встречаются на р. Исети (Исетское Правобережное I, Прыговское городище). Все пос., за исключением Исетского Правобережного I, представлены городищами: небольшими - 440-800 кв. м и более крупными - от 1200 до 3000 кв. м. На первых размещалось 4-5 жилищ, на вторых - 7-8. По конструкции жилища делятся на два типа. Первый - срубный - описан выше; второй - шатровый -был выявлен при раскопках Андреевского III городища. Т. о., оба вида жилищ обских угров - шатровое летнее и срубное зимнее были изв. заур. нас. уже в X-XIII вв. Материалы Ликинского могильника дают возможность выделить ряд черт, близких к погребальному обряду финно-угров Поволжья, У. и Зап. Сибири: исключительно большая роль огня от полной кремации в ранних погребениях до засыпки погребений горячими углями в поздних; особое место коня в обряде (кости и остатки сбруи присутствуют и в жертвенных комплексах); обычай поломки вещей; наличие единичных скорченных погребенных.

Ю.К. скотоводов, охотников и рыболовов сложилась на осн. трех культ. компонентов: ю.-вост. молчановского, сев. тынского (Тынское селище, костище, тип памятников) и зап. горно-лесного петрогромского (Петрогром, гора). К X в. в результате взаимоассимиляции происходит нивелировка культ. черт нас. трех р-нов и становление единой культуры, отличающейся и от прикамских, и от зап.-сибирских: в орнаментации керамики ведущими становятся шнуровые узоры; в погребальном обряде - переход к ингумации, а в бронз. литье - зооморфный стиль. Складываются черты духовной культуры, соотносимой с мансийской этнографией и фольклором. Ведущим образом прикладной пластики становится медведь в сакральной позе - голова между лапами. В аналогичной позе помещали медведя манси и ханты во время медвежьего праздника или при произнесении наиб. важных клятв. Возможно, что именно в этот период складывается представление о чел.-медведе как небожителе и творце - Нуми-Торуме. Большое место в заур. пластике занимают подвески в виде водоплавающей птицы - гуся, утки, лебедя. Этот образ, глубоко уходящий в культуру древнего У. (неолит, энеолит), в фольклоре манси имеет ряд значений: водоплавающая птица - осн. действующее лицо в сотворении земли; это форма существования чел. души и ее связи с верхним миром; это одно из воплощений Мир-Суснэ Хума - посредника Нуми-Торума на земле. В фольклоре манси нижний мир предстает как копия ср., но с противоположным знаком, что позволяет объяснить обычай намеренной поломки вещей в Ликинском и Тарманском могильниках. Переход от кремации к ингумации находит объяснение в представлениях манси о сожжении как средстве полного уничтожения чел. и его души и ингумации как способе сохранения души (душ) чел. в его чел. сути.

Сопоставление данных археологии, этнографии и фольклора позволяет сделать вывод о том, что нас. Ю.К. было предками манси.

Лит.: Чернецов В.Н. Нижнее Приобье в I тыс. н. э. // МИА, 1957. № 58; Викторова В.Д. Памятники лесного Зауралья в X-XIII вв. н.э. // УЗ Перм.ГУ, 1968. № 191; Викторова В.Д., Морозов В.М. Среднее Зауралье в эпоху позднего железного века // Кочевники Урало-Казахстанских степей. Екатеринбург, 1993.
. Институт истории и археологии УрО РАН, 1998-2004.
« Назад
  А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Щ  Э  Ю  Я 
Искать: